Образовательные программы

Образовательный процесс в ДОУ определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, утверждаемой и реализуемой им самостоятельно с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования и осуществляется по очной форме обучения.

Все виды образовательной деятельности проводятся по учебному плану и расписанию, принятым педагогическим советом в рамках требований к учебной нагрузке, указанной в СанПиН, и утвержденных заведующим.

Программа разработана с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» Т.И. Бабаевой.

Цели, задачи, содержание, объем образовательных областей, планируемые результаты освоения Программы, принципы и подходы к построению образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества  и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования.

Основная образовательная программа дошкольного образования обеспечивает развитие детей в возрасте от 2-х до 7-ми лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей — образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное  развитие, речевое  развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Программа представлена обязательной частью и вариативной, формируемой участниками образовательных отношений. В процессе реализации Программы уделяется значительное внимание региональному компоненту (первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения) и реализацию игровых занятий по дополнительному образованию в кружках.

Разделы Основной образовательной программы

Целевой

Раздел «открывает» Программу пояснительной запиской, содержащей цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Программы, характеристику особенностей контингента детей, на которых рассчитана Программа. Планируемые результаты освоения Программы логично представлены по окончанию изложения содержательного раздела.

Содержательный

В разделе изложены составляющие образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Охарактеризованы формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Организационный

Раздел содержит особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей, в т.ч. особенности организации режимных моментов, особенности организации культурно-досуговой деятельности, предметно-пространственной развивающей образовательной среды.

«Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи» (предназначена для специалистов ДОУ, в которых воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи).

Основной базой программы являются:

  • Бабаева Т.И. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство». - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. -321 с.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. -- М.: МГОПИ, 2003. - 72 с.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.- М., 2001. - 44 с
Программа способствует реализации прав детей дошкольного возраста, в том числе, детей с тяжелыми нарушениями речи, на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Целью АООП является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья — воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.

АООП  для детей с ТНР предполагает:

  • конкретизацию  планируемых результатов и целевых ориентиров для детей разных возрастных групп с учетом  особенностей речеязыковых нарушений и сопутствующих проявлений;
  • дополнение содержательного раздела направлениями коррекционно-развивающей работы, способствующей квалифицированной коррекции недостатков  речеязыкового развития  детей, психологической, моторно-двигательной базы речи,  профилактике  потенциально возможных трудностей в  овладении грамотой и   обучении в целом;
  • определение содержания программы коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи с учетом структуры дефекта, с обоснованным привлечением  комплексных, парциальных программ, методических и дидактических  пособий и иных содержательных ресурсов, предназначенных для использования в работе с детьми, имеющими речеязыковые нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре дефекта;
  • конкретизация  и дополнение пунктов организационного раздела с учетом изменений, необходимых для эффективной работы с  детьми с ТНР в части планирования образовательной деятельности, обеспечения психолого-педагогических условий развития детей, режима и распорядка дня, кадрового обеспечения, оформления предметно-развивающей среды, перечня нормативных и нормативно-правовых документов, перечня литературных источников.

АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи опирается на использование специальных методов, привлечение специальных комплексных и парциальных образовательных программ (полностью или частично), специальных методических пособий и дидактических материалов. Реализация АООП для детей с ТНР  подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений развития детей  в форме проведения подгрупповых и индивидуальных занятий.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности,  обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи в виде целевых ориентиров в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.