Профессиональный стандарт педагога
Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый педагог. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.
Именно поэтому ещё в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.
Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года.
Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приёме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.
В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).
Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одарёнными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).
Ссылки
- сайт «ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ»;
- реестр профессиональных стандартов на сайте Министерства труда и социальной защиты России: http://profstandart.rosmintrud.ru/;
- проекты актуализированных профессиональных стандартов, опубликованных в 2019 году Министерством просвещения Российской Федерации:
- для образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, проекта профессионального стандарта «Педагог дошкольного образования»
- для образовательных организаций, реализующих программы начального общего, среднего общего образования, проекта профессионального стандарта «Педагог начального общего, основного общего, среднего общего образования» (ред. от 16.06.2019 г.)
- письмо Минпросвещения России от 28 марта 2019 года № ТС-817/08 «О направлении разъяснений»
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 года № 703 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста»
- инструктивные и методические материалы для учителей-участников исследования компетенций:
2019 год – https://academy.prosv.ru/teachers2019;
2018 год – ефом.рф/;
2017 год – https://www.youtube.com/watch?v=PDCq25gAhuQ; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»