Образовательные программы

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.
Образовательная программа дошкольного образования (ОПДО), (далее – Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 179 «Андрейка» (далее – МАДОУ № 179) разработана, в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 2 1155 (далее ФГОС ДО).

Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

  1. обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
  2. создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
  3. создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

Программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в МАДОУ № 179, и планируемые результаты освоения образовательной программы.

ФГОС ДО и Федеральная программа являются основой для самостоятельной разработки и утверждения образовательной программы МАДОУ № 179, обязательная часть которой должна соответствовать Федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет объем обязательной части Программы, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции МАДОУ № 179; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и МАДОУ № 179 в целом. Содержание и планируемые результаты разрабатываемой в МАДОУ № 179 Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы.

Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания (далее – РПВ) МАДОУ № 179, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы (далее – План) и иные компоненты.

К иным компонентам отнесены:

  1. Планируемые результаты реализации Программы;
  2. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов;
  3. Задачи и содержание образования по образовательным областям;
  4. Вариативные формы, способы, методы реализации Программы;
  5. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
  6. Способы и направления поддержки детской инициативы;
  7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
  8. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы;
  9. Психолого-педагогические условия реализации Программы;
  10. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
  11. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
  12. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;
  13. Кадровые условия реализации Программы.

В Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.

В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.

Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее – КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВЗ) и детей-инвалидов.

В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания МАДОУ № 179, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Федеральной программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в МАДОУ № 179; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.

В разделе представлены режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.

МАДОУ № 179 предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива МАДОУ № 179 и других участников образовательных отношений, а также с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.

Реализация Программы, направленной на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов ДО, зафиксированных во ФГОС ДО.

При соблюдении требований к реализации Программы и создании единой образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.

Обязательная часть образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 179 представлена парциальными программами::
  1. Социально-коммуникативное развитие:
  2. Познавательное развитие::
  3. Речевое развитие::
  4. Художественно-эстетическое развитие::
  5. Физическое развитие::

Программы дополнительного образования на 2022-2023 учебный год