Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в МАДОУ № 179, и планируемые результаты освоения образовательной программы.
ФГОС ДО и Федеральная программа являются основой для самостоятельной разработки и утверждения образовательной программы МАДОУ № 179, обязательная часть которой должна соответствовать Федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет объем обязательной части Программы, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции МАДОУ № 179; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и МАДОУ № 179 в целом. Содержание и планируемые результаты разрабатываемой в МАДОУ № 179 Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы.
Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания (далее – РПВ) МАДОУ № 179, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы (далее – План) и иные компоненты.
К иным компонентам отнесены:
- Планируемые результаты реализации Программы;
- Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов;
- Задачи и содержание образования по образовательным областям;
- Вариативные формы, способы, методы реализации Программы;
- Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- Способы и направления поддержки детской инициативы;
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- Направления и задачи коррекционно-развивающей работы;
- Психолого-педагогические условия реализации Программы;
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
- Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
- Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;
- Кадровые условия реализации Программы.
В Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее – КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания МАДОУ № 179, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Федеральной программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в МАДОУ № 179; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.
МАДОУ № 179 предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива МАДОУ № 179 и других участников образовательных отношений, а также с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Реализация Программы, направленной на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов ДО, зафиксированных во ФГОС ДО.
При соблюдении требований к реализации Программы и создании единой образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
- Социально-коммуникативное развитие:
- Программа Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
- Программа социального развития ребенка в детском саду С.А. Козловой «Я – человек»
- Программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Программа С.В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
- Познавательное развитие::
- Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»
- Программа О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»
- Программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет
- Программа Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкиной «Формирование математических представлений»
- Программа Э. Пилюгиной «Сенсорные способности малыша»
- Речевое развитие::
- Программа О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»
- Программа Н. В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
- Программа Л.М. Щипициной, О.В. Защеринской, А.П. Вороновой и др. «Азбука общения»
- Программа Е.О. Астафьевой «Играем, читаем, пишем»
- Программа О.Э. Литвиновой «Речевое развитие детей раннего возраста»
- Художественно-эстетическое развитие::
- Физическое развитие::
- Программа С.Я. Лайзане «Физкультура для малышей в детском саду»
- Программа К.К. Утробиной «Занимательная физкультура в детском саду»
- Программа М.Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка»
- Программа Министерства здравоохранения Хабаровского края «Формирование привычки самообслуживания – уход за зубами у детей 4-6 лет»