Сам себе логопед

Сам себе логопед: упражнения для развития речи у детей

Первый звуки, которые начинает произносить малыш, очень радуют родителей. Но со временем может случиться так, что ребенок плохо выговаривает несколько букв, и со временем улучшения не наступает. В этом случае можно обратиться к логопеду, а можно заниматься самостоятельно дома с ребенком.

Итак, логопедические занятия можно разделить на 4 большие группы:

  • Игры, способствующие развитию мелкой моторики.
  • Лицевая гимнастика.
  • Игры, развивающие слух и подражание звукам.
  • Обучение новым словам, выучивание стихов.

Одним из главных условий таких занятий является заинтересованность ребенка. Ни в коем случае не стоит заставлять малыша выполнять какие-то упражнения. Важно, чтобы ребенку было интересно. Для этого большинство занятий важно проводить в игровой форме.

Полезные советы

  • Первое занятие может быть коротким – буквально 3-5 минут. Далее необходимо постепенно увеличивать время до 25 минут.
  • Занятия должны приносить ребенку удовольствие.
  • Лучше всего выполнять упражнения часто и понемногу – это способствует формированию навыка у малыша.
  • Будьте в хорошем настроении. Если у ребенка плохо что-то получается, не стоит его ругать или быть строгой – посмейтесь, пошутите, предложите выяснить, почему язык вдруг стал таким непослушным.

Мелкая моторика

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, ведь существует прямая связь между пальцами и центром речи. Поэтому давайте ребенку трогать больше предметов разных размеров и текстуры.

Лицевая гимнастика

Это упражнения, предназначенные для языка и губ, тренировка которых способствует развитию речи. Для этого необходимо использовать зеркало, чтобы ребенок мог видеть свои движения. Существует масса упражнений, которые уже зарекомендовали себя как действенные средства для развития детской речи. Найти их можно в свободном доступе или попросить помощи у логопеда.

Подражание звукам

Умение распознавать источники звуков – важный навык, который необходимо поддерживать. Для этого можно использовать разнообразные игры. Например, за ширмой поставить несколько предметов из разных материалов – дерева, стекла, металла и постукивать по ним, предлагая ребенку угадать – какой предмет издает этот звук.

Стихи и скороговорки

Запоминание и рассказывание стихов и скороговорок положительно влияет не только на речь, но и на память. Это способствует пополнению словарного запаса. Поэтому старайтесь учить с ребенком побольше разных стишков, скороговорок и прибауток.

Консультация: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

Уважаемые родители!

Сегодня мы коротко привлечём ваше внимание к речи детей подготовительного возраста. Мы подскажем вам, как можно самим проверить речь своего ребёнка и что сделать, если у вас возникли сомнения.

Если вы убеждены, что речевых проблем у сына или дочери нет, возможно какой-то совет вы можете дать вашим знакомым, которых волнует этот вопрос. Речь в дошкольном возрасте активно развивается и к 6-7 годам заканчивается формирование основных её компонентов, так считают специалисты. Значит, речь шести-семилетнего ребёнка по общему звучанию, оформлению высказываний не отличается от речи правильно говорящего взрослого. Единственное, что выдаёт — это специфический детский тембр и высота голоса, отсутствие абстрактных понятий, которые формируются в школьном возрасте и профессиональных выражений.

Как же оценить речь своего ребёнка? Очень просто. Точно так же как это делает учитель — логопед в течение 5-10 минут — этого достаточно.

  • Приготовьте листок бумаги и ручку, чтобы в случае необходимости сделать пометки.
  • Побеседуйте со своим ребёнком на тему, интересующую его, попросите вспомнить знакомое стихотворение.
  • Внимательно вслушайтесь в речь: понятна ли? Чётко ли произносятся слова? Не упускает ли окончания прилагательных ( например: «добры» — добрый,), подходящим ли словом называет окружающие предметы (например: стул — табурет) и действия (например: варить — жарить), может ли связно и понятно рассказать случай, заинтересовавший ребёнка.

Если Вы довольны результатом беседы, то Вам переживать не стоит. Если сомневаетесь, то добавьте некоторые задания.

  • Предложите ребёнку повторить несколько слов со звуками [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р]. Например: черепаха, сыроежки, журнал, стрекоза.

    Если упускаются звуки или заменяются другими (например: корова — «колова, коова»), язык высовывается между зубами, то не нужно тянуть время и обязательно обратиться за помощью к учителю-логопеду.

  • Следующее, что нужно уточнить: может ли ребёнок с 1-2 попытки повторить несколько сложных слов и сочетаний, даже не зная их значения (например: сковорода, электричество, универсам, велосипед, виолончелист. Регулировщик регулирует движение.)

    Если не получается, то произнесите вместе по слогам и запишите это слово для себя, чтобы вернуться к нему через некоторое время. Большое количество труднопроизносимых слов — сигнал для обращения за советом к специалисту, так как может быть показателем общего недоразвития речи или нарушения движений языка.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые вопросы, которые интересуют родителей:

Что делать, если взрослые затрудняются оценить речь ребёнка или у них у самих есть нарушения речи?

Можно попросить побеседовать с ребёнком другого члена семьи.

Можно ли оставить без внимания нарушения речи в дошкольном периоде с надеждой, что в будущем всё само исправиться?

Во-первых, опыт показывает, что чаще всего только усилий самого ребёнка недостаточно, и он приходит в школу с теми же речевыми проблемами и ещё прибавляются другие трудности, так как в начальной школе активно развивается уже письменная речь. Важно запомнить, что исправление речи происходит легче и быстрее в дошкольном возрасте.

Во-вторых, при написании диктанта или сочинения ребёнок будет писать слова так, как произносит, возможно, заменяя или упуская звуки и даже целые слоги. Значит, не исправляя речь, мы сознательно будем подталкивать к ошибкам и низкой успеваемости по русскому языку, а этого можно избежать, вовремя обратившись за помощью к учителю-логопеду.

В-третьих, детям и в школе, и в дальнейшей взрослой жизни придётся публично выступать. Речь правильно говорящего человека легче воспринимается слушателями, и поэтому в дошкольном возрасте мы уже работаем на будущее ребёнка.

В-четвёртых, многие профессии требуют от специалиста грамотного пользования речью. Например, учитель, менеджер, комментатор, секретарь, логопед и другие специальности. В будущем ваш ребёнок не будет ограничен в выборе достойной его профессии.

Поэтому, в дошкольном возрасте оцените речь своего ребёнка, прислушайтесь в случае необходимости к советам специалистов и в будущем ваши сын или дочь будут Вам благодарны за своевременную помощь!