Страничка педагога-психолога

МАДОУ № 179 «Андрейка»

«Психологически здоровый человек – это, прежде всего,
человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и
весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир
не только разумом, но и чувством, интуицией»
О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина

Основной целью педагога-психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

В соответствии с поставленной целью педагог-психолог выполняет следующие задачи : реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и т.д. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, педагогам.

Для того чтобы решать все эти задачи, педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям:

  1. Психологическая диагностика
  2. Психологическая коррекция
  3. Психологическое консультирование
  4. Психологическое просвещение
  5. Организационно-методическая работа

Диагностика. Задача психологической диагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям.

Коррекционная  работа. Психологическая коррекция с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям педагога-психолога.

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то  медленнее. С учетом особенностей развития каждого малыша педагог-психолог строит психокоррекционную работу.

Консультации. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые – педагог-психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретной  возрастной группы и контингента родителей.

К ним же относятся консультации, которые психолог дает воспитателям. В них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.

Консультации «по запросу» — любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием ребенка или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так.

Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми.

Организационно-методическая работа:

  • оформление документации;
  • участие в методических объединениях практических психологов;
  • курсы повышения квалификации и дополнительное образование;
  • методическая помощь в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер- классов по плану ДОУ;
  • изучение психолого-педагогической литературы.

«Мифы» о педагогах-психологах в детском саду.

А теперь хотелось бы сказать о наиболее распространенных «мифах» о педагогах-психологах в детском саду. Большинство родителей резонно полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает педагог-психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с садовским психологом. А уж если малыш попадает на коррекционные занятия, то родители — сторонники этого взгляда — порой даже скандалят или просто просят прекратить занятия ребенка с педагогом-психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркну, что педагог-психолог в детском саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.

Другое, не менее распространенное и тоже ошибочное мнение: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог — это все одно и то же. То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее дефектами. На основании этой точки зрения родители требуют от педагога-психолога невозможного. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права. Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.

Консультации для родителей

Консультации для педагогов