Комплексы артикуляционной гимнастики

Арт. гимнастике – привет,
Лучше её в мире нет!
Что укрепит лучше рот
и поможет речи?
Арт. гимнастике – почёт,
вы уж мне поверьте!

Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики

  1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность — от простых упражнений к сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе.
  3. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
  4. Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
  5. Предварительно ребёнок должен увидеть правильный образец упражнений — покажите ему, как правильно выполняется упражнение.
  6. Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослы. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
  7. Можно использовать механическую помощь, если у ребёнка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребёнку поднять язык вверх.
  8. Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится абсолютно правильно выполнять упражнения.

И помните: НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ!!! Выполнение артикуляционных упражнений — трудная для ребёнка работа. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придаст малышу уверенность в себе и в своих силах, поможет быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

Общий комплекс артикуляционных упражнений
Комплекс артикуляционных упражнений для звуков [Л] и [Ль]
Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц])
Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков ([Ш], [Ж])